Бриг Меркурий

 28 февраля 1819 года, в городе Севастополь был заложен бриг <<Меркурий>>, который строил кораблестроитель Осьминкин Иван Яковлевич.
Основным материалом для постройки служил крымский дуб. 7 мая 1820 года бриг спустили на воду. Бриг представлял собой однопалубный корабль шириной 9.4 метра и в длину 29.6 метров. Нос корабля украсили фигурой бога Меркурия, который был покровителем путешественников, дорог и торговли. В экипаж входили 113 человек, из них 4 офицера. Вооружением было 2 легкие пушки и 18 24-х фунтовых карронад.
12 мая 1829 года, отряд из трех кораблей (бриг <<Орфей>>, бриг <<Меркурий>>, и фрегат <<Штандарт>>), проводили разведку в проливе Босфор. Через 2 дня, отряд наткнулся на 13 кораблей турецкой эскадры. Командиром отряда было принято решение разойтись в разные стороны, чтобы уйти поодиночке и спасти хотя бы 1 корабль, который смог бы добраться до основных сил флота. Более быстрые <<Орфей>> и <<Штандарт>> быстро оторвались от преследователей, и ушли за горизонт. <<Меркурий>>, который был значительно медленнее, и уступал в скорости, плыл курсом норд-норд-вест. Для увеличения скорости, Казарский Александр Иванович, командир брига, отдал приказ использовать весла. Это не помогло, два корабля преследователей быстро приближались. Двухдечный 74-пушечный корабль реал-бея (контрл-адмирала) и <<Селеме>> трехдечный 110-пушечный корабль капудан-паши (адмирала).
Казарским был собран совет офицеров, на котором приняли решение дать бой. Последний, кто останется в  живых из офицеров, должен был взорвать корабль. Корабли противника подошли очень близко и начали обстрел <<Меркурия>>
мраморными ядрами. Казарский рассчитывал только на искусство
управления кораблем и на меткость канониров. Несмотря на маневры противника, корабль постоянно был перед ними, стрелять по нему могли только из носовых орудий. Лучший канонир Лиенко, смог поразить грот-мачту <<Селиме>> и тот вынужден был выйти из боя. Оставался только 1 корабль преследования. Бриг <<Меркурий>> смело пошел в наступление
и метким выстрелом перебил форс-марса-рей. Таким образом вывел из строя и последний корабль противника.
Бриг получил 22 пробоины, и 300 повреждений снастей, из 113 человек пострадали только 12. Немного исправив повреждения, бриг пошел на встречу с главной эскадрой, которая уже спешила к нему.
Через 2 месяца, царским указом, Казарский получил чин капитана 2 ранга, а также звание флигель-адъютанта. Другие офицеры получили следующие воинские звания. Казарский и Прокопьев награждены орденом Георгия 4-ой степени, остальные орденом Владимира 4-ой степени <<с бантом>>, все <<низшие чины>> получили по Георгиевскому кресту.
Казарский умер в 1833 году, через год установили памятник с памятной надписью <<Потомству в пример>>.

Ещё по теме

Понравилась статья? Рассказать друзьям!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*