Чайный клипер «Cutty Sark»

Cutty Sark

Cutty Sark

В далеком 1870 году потомственный моряк и судовладелец Джон Уиллис спустил на воду знаменитый чайный клипер «Катти Сарк». Произошло это в городке Дамбартон в Шотландии.

 

Всё в конструкции клипера было подчинено скорости: острый, очень вытянутый нос, обтекаемые обводы, громадные паруса, добротный корпус. Днище парусника было сделано из особого сплава цинка и меди, а часть, находившаяся над водой, отделана тиком и вязом.

В переводе с шотландского «Cutty Sark» означает «Короткая рубаха». Свое более чем странное название судно получило благодаря страстному желанию его обладателя привнести в его название немного чертовщинки. Дело в том, что на Джона Уиллиса произвела яркое впечатление поэма Роберта Бернса «Тэм О’Шентер». А поэма эта вот о чем. Некий Тэм О’Шентер был не прочь после тяжелого дня пропустить с друзьями рюмку-другую. Но вот беда — меры бедняга не знал. Возвращаясь домой с очередной попойки на своей старой кобыле, он услышал в местной церкви звуки ведьминского шабаша и решил взглянуть на происходящее. Среди толпы увидал он дивную красотку. Она была в тонкой короткой рубашке, любимой с детства. И увидав такую картину, изрядно подвыпивший Тэм осмелел и не смог удержаться от комментариев. В тот же миг он был замечен, и началась погоня. Спасла беднягу его старая кобыла, поплатившись своим хвостом.

Но почему же Уиллис попросту не взял и не назвал парусник «Ведьма»? Все очень просто. Моряки – народ суеверный. И маловероятно, что кто-то пошел бы работать на судно с таким названием. Потому и замаскировал бесовское название своего клипера странным именем «Катти Сарк», а на нос его поместил деревянную фигуру ведьмы с лошадиным хвостом в руках.

Не смотря на то, что клипер был построен в пору, когда время парусников, пусть даже самых быстрых, заканчивалось, Джон Уиллис рассчитывал сделать его победителем знаменитых «чайных гонок». Но «Катти Сарк» лишь один раз пришел третьим, а в 1872 году необходимость проведения парусных гонок отпала. Пароходы вытеснили клиперы с чайных линий Китая и Индии. Кроме того, знаменитая чайная компания «Twinnings», начала выпускать купированный чай, который долгое время не терял своего вкуса и аромата.

Тогда Уиллис стал перевозить на «Катти Сарке» шерсть из Австралии в Англию. И вот здесь ему удалось добиться успеха, развив рекордную для парусника скорость в пятнадцать узлов. Но прославился клипер не этим.

В 1954 году этот парусник стал единственным сохранившимся чайным клипером. В 1895 году владелец продал его португальской компании. Попав в шторм в 1916 году, «Катти Сарк» лишился мачт у мыса доброй Надежды. В порту Кейптауна его починили и снова использовали для перевозки грузов. А в 1922 году корабль выкупил Вильфред Доумэн, который восстановил его и начал использовать как учебное судно у берегов туманной Англии. В 1954 году «Катти Сарк» стал музеем на Гринвиче и стал пользоваться высокой популярностью среди туристов.

По нелепой случайности 21 мая 2007 года в музее произошел пожар. «Катти Сарк» сгорел из-за не выключенного пылесоса. За 2008-ой год удалось собрать средства на восстановление музея и в настоящее время он восстанавливается.

Cutty-Sark-whiskey

Шотланский виски

 

 

Кстати, существует очень популярный сорт шотландского виски, который называется «Cutty Sark». Завод по производству этого напитка находится рядом с портом, где судно было спущено на воду. Потому этот сорт виски и получил такое название.


Ещё по теме

Понравилась статья? Рассказать друзьям!

4 Responses to Чайный клипер «Cutty Sark»

  1. Наталья:

    Много интересных исторических событий ушло в небытие. Но возрождая в памяти, благодаря таким статьям, истории давно минувших лет о легендарных парусниках, кораблях, мы думаем о будущем судостроительства, судомоделизма. Спасибо автору за интересную статью.

    • admin:

      Скоро напишу обзоры и про другие популярные парусники, которые часто строят судомоделисты.

  2. Andrey:

    Спасибо за интересную статью

  3. Ника:

    Это торговые парусники, а будут обзоры с боевыми парусниками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*